В специальной группе реализуется образовательная программа специального образования «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» (Авторы-составители: Кислякова Ю.Н, Мороз Л.Н.)
В специальную группу для детей с ТНР принимаются воспитанники на основании:
заявления законного представителя воспитанника;
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет для детей с ТНР в возрасте от 3 до 8 лет – 12 воспитанников.
Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.
Тематическое планирование лексического материала составляется с учетом требований общеобразовательной программы дошкольного учреждения и специальной программы для дошкольного учреждения. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий учителем-дефектологом, воспитателями, родителями и специалистами работающими с группой для детей с ТНР. Воспитателям групп каждый день учитель-дефектолог, в тетради взаимосвязи, задает задание для закрепления пройденного материала на занятиях, а родителям в конце недели даются рекомендации по развитию речи и автоматизации звуков.
В соответствии с учебным планом из образовательной области 2 раза в неделю проводятся занятия по развитию речи и 1 раз в неделю в старшей группе обучение грамоте. Для проведения занятия по развитию речи группа делится на две подгруппы: первая подгруппа занимается с учителем-дефектологом, вторая подгруппа — с воспитателем, после чего подгруппы меняются местами.
На занятиях по развитию речи дети учатся отвечать на конкретные и общие вопросы, упражняются в кратких и развернутых ответах. Учатся составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по образцу, связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины, учатся пересказывать.
В старшей группе проводятся занятия по обучению грамоте. Основными задачами подготовки к обучению грамоте детей с ТНР являются: развитие фонематического слуха и восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза. В процессе подготовки к обучению грамоте дети учатся различать гласные и согласные звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки; объединять слоги и звуки в слова; определять последовательность звуков в слове.
Коррекционные занятия проводятся как индивидуально так и микрогруппами. Коррекционные занятия по «формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи» включают в себя: понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи. Занятия по «формированию произносительной стороны речи» основаны на: развитии фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков, закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
Основной задачей индивидуальной работы является, коррекция различных нарушений речи. На индивидуальных логопедических занятиях проводится работа по активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; постановке отсутствующих звуков, их различению на слух, автоматизации и дифференциации звуков. Проводится работа по развитию речевого дыхания, мелкой моторики. Кроме того ведется работа по формированию познавательных процессов.
Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель дошкольного образования учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.).
В государственном учреждении образования "Дошкольный центр развития ребёнка № 1 г. Костюковичи" функционирует специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Организацию образовательного процесса и оказание коррекционно-педагогической помощи в специальной группе осуществляют:
Лосева Наталья Владимировна
Учитель-дефектолог
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая
Денисова Валентина Ивановна
воспитатель дошкольного образования
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
Сигаёва Вера Алексеевна
воспитатель дошкольного образования
Образование: среднее специальное
Квалификационная категория: первая
Буянова Татьяна Васильевна
воспитатель дошкольного образования
Образование: среднее специальное
Квалификационная категория: первая